Трансформация системы здравоохранения в последние годы движется в сторону гуманизации и человекоцентричности; через построение разнообразных механизмов обратной связи система стремится услышать каждого человека. В последние годы такие процессы находят отражение в распространении концептов пациентоориентированности, ценностно-ориентированного здравоохранения, мониторинга удовлетворенности, доверия и др.
Только такое личное взаимодействие всех звеньев системы здравоохранения, готовность к диалогу между медиками и пациентами, внутри общности медицинских специалистов, между руководством и работниками здравоохранения, руководством системы здравоохранения и населением могут помочь построить здравоохранение будущего, которое будет эффективно отвечать на вызовы завтрашнего дня. Именно взаимодействие позволит эффективнее справляться с кризисами, так как люди «на местах» являются важнейшим источником управленческой информации, а учет потребностей и интересов каждого актора напрямую влияет на слаженность работы системы. Как показали последние годы, в области здравоохранения кризисы, несмотря на свою тяжесть, при принятых корректных мерах могут иметь позитивные последствия: приводить к моральному подъему среди медицинских работников, росту их сплоченности, а также повышению доверия между медицинским и пациентским сообществом.
Также, говоря о выстраивании диалога, мы не можем не упомянуть роль «третьего сектора» как своего рода клея, скрепляющего различные общности в деле решения глобальных проблем. Именно данный сектор переживал подъем в период начала пандемии, а его ценности встретили широкую поддержку населения.
Гуманистическая трансформация невозможна без глубокого всестороннего понимания человека, без умения его слышать и грамотно организовать обратную связь, без понимания сущностных социально-психологических законов, которые лежат в основе рационального самосохранительного поведения. Только на основании экспертного гуманитарного знания возможно построение грамотных управленческих решений в областях здравоохранения, затронутых «человеческим измерением».
В этом году мы идем от концептуальных основ к практике, от определения основных ценностей и смыслов системы здравоохранения через обработку и анализ обратной связи – к конкретным управленческим решениям.
Сам по себе форум уже четвертый год выступает площадкой для диалога представителей медицинского и гуманитарного сообщества, направленного на решение актуальнейших проблем системы здравоохранения.